(слайд 1)

Проблемы обучения иностранному языку в рамках реализации

Государственной Программы развития образования Республики Казахстан 2011-2020.

 

(Слайд2) В настоящее время в нашей стране приоритетными направлениями современного образования рассматриваются информатика, экономические, правовые знания и иностранные языки. Иностранный язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника школы, колледжа или вуза на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого человека.

Кроме того, Казахстан стремится стать обществом, информированным во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому обращение молодежи к Интернету делает необходимым владение письменной коммуникацией, в том числе на иностранном языке. Его важность как инструмента доступа к источникам информации неоспорима. В связи с этим учащиеся должны чувствовать себя адекватно подготовленными для коммуникации в такой системе.

(Слайд 3) Начиная с 2013-2014 учебного года в первых классах школ Казахстана будет введено изучение английского языка.

Об этом заявил в Астане министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на состоявшемся 11 июня республиканском семинаре-презентации "Совершенствование качества реализации раннего изучения английского языка в рамках республиканского эксперимента".

(Слайд 4) "Введение изучения английского языка с 1 класса в общеобразовательных школах республики мы начнем с 2013-2014 учебного года в объеме 3 часов в неделю. Министерством разработан пошаговый план по обеспечению нормативного и методического сопровождения внедрения изучения английского языка с 1 класса", - сообщил министр.

(Слайд 5) В частности, по его словам, будут внесены изменения в действующий государственные стандарты образования (ГОСО) и разработаны учебные программы по изучению английского языка в 1-4 классах; также будут организованы семинары и тренинги для учителей английского языка с целью обучения педагогов методике работы с младшими школьниками.

(Слайд 6) Но сразу же возникает вопрос: за счет каких предметов пойдет изучение английского языка. Будет ли деление на группы? Ведь ни для кого не секрет, что, открывая экспериментальные классы, говорилось о деление даже не на две, а на 3 подгруппы. А в результате… деления нет. 2 часа в неделю и в классе сидит 20 человек. О каком личностно-ориентированном обучение может идти речь?

Хочу обратить внимание и на вопросы, связанные с  УМК. Мы уже работали по экспериментальным учебникам. Такое ощущение, что хотели сделать как лучше, а получилось то, что получилось. В учебниках для средних школ очень мало упражнений на закрепление лексики,  грамматических правил. В то время как Промежуточный Государственный Экзамен в 9 классе на 85% состоит из вопросов на знание грамматики. (Слайд 7) Уже даже наши политики наконец-то отметили ужасное состояние наших учебников. (Слайд 8) Так Депутат сената парламента Казахстана Куаныш Султанов настаивает на экспертизе школьных учебников. Выступая на пленарном заседании 5-го мая 2011 года, он в качестве одного  из примеров привел учебник английского языка для 6-го класса издательства «Атамура», где можно найти не только лексические, грамматические ошибки, но даже географические. Хочется обратить внимание еще на то, что все эти учебники приходят к нам либо вообще без рабочих тетрадей, либо эти тетради в недостаточном количестве. Нет аудио сопровождения. В пособии для учителя есть только перечисление  тем, но никаких практических рекомендации. В связи с этим у учителя уходит очень много времени на подготовку к уроку, т.к. необходимо найти, распечатать дополнительные упражнения, найти какое-то аудио и видео сопровождение урока, подобрать игры. Все это требует больших временных и материальных затрат.

Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить больше времени, чем запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится вначале выполнять устно, а затем письменно. (Слайд 9) Перед вами страница из экспериментального учебника издательства «Атамура». Это первый урок, на котором ученик только знакомиться с английским языком и учит две первые буквы – А и В. Но обратите внимание, закрепление правописания этих букв предлагается в 4 упражнении. В то время, как в упражнении 3 ученик должен составить и написать предложения, еще не зная букв.

(Слайд 10) Есть еще одна проблема, о которой мне хочется сказать. Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также различаются приоритетами в выборе формы восприятия материала, особенностями характера, интересами, общим развитием.

(Слайд 11) Во второй класс приходят дети, не начавшие изучение иностранного языка и дети, которые уже имеют опыт изучения иностранного языка в дошкольном возрасте. Дети, занимавшиеся английским языком до школы более восприимчивы к языку, более раскрепощены, более мотивированы, легче вступают в коммуникацию, лучше работают с книгой и другими компонентами УМК, проявляют большую готовность к работе в парах и малых группах. Они более успешны в овладении артикуляцией английского языка, ознакомлены с фонетическими упражнениями, которые вызывают определенные трудности у детей, не прошедших курс изучения. (Слайд 12)  Поэтому требуется произвести распределение учебного материала по урокам с учетом умений и навыков, сформированных у детей, занимавшихся и не занимавшихся английским языком в дошкольном учреждении. Решение данной проблемы не только в планировании, но и в реализации плана в процессе обучения. Планы уроков, ориентированные на конкретных учащихся, основываются на анализе потребностей школьника. Возможности и потребности конкретных учащихся класса определяют то, как формируются цели уроков, как отбираются содержание, методы и приемы работы, а также приемы и формы контроля.

Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала. (Слайд 13)

Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка. На что требуется определенное время.

 (Слайд 14) Из опыта работы стало очевидным, что большую помощь в овладении учащимися английским языком могут оказать родители, к которым чаще всего обращаются дети с вопросами во время выполнения домашних заданий или, желая поделиться своими успехами в изучении совершенно необычного предмета. Родители-первые помощники детей при затруднениях по любому предмету. Однако иностранный язык занимает особое место, поскольку некоторые родители долгое время не пользовались им в повседневной жизни, или забыли язык. Немало и таких родителей, которые либо вообще не проявляют желания помогать своим детям, либо сами, неплохо владея английским языком, не могут оказать помощь методически грамотно и в результате только осложняют занятии, формируя у школьников неверные представления и знания.

Хотелось бы еще обратить внимание на структуру ПГК и ЕНТ, которые у нас представлены в качестве лексико-грамматических тестов и ни как не показывают реальные знания учащихся. В своем выступление 11 июня министр образования Жумагулов Б.Т. заметил, что результаты тестирования учащихся экспериментальных классов по кембриджским тестам  показывают,   что  в целом, учащиеся успешно овладевают основными учебными навыками: аудированием, чтением, говорением и письмом. (Слайд 15)  Обращаю ваше внимание ПО КЕМБРИДЖСКИМ ТЕСТАМ, т.е по тестам которые проверяют реальные навыки. Но структура этих тестов коренным образом отличается от принятых нами. Это, по сути, не тест, а экзамен. А мы последнее время только и делаем, что натаскиваем наших учащихся, особенно в 9 и 11 классах, даже в ущерб программе.

Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. (Слайд 16) Игра – это мощный стимул к овладению языка, она ведет за собой развитие. Но введение игровой деятельности в образовательный процесс становится часто проблемой для учителя, если в группе больше 9-10 человек. (щелчок) Дети сейчас в основном гиперактивные, начав играть, долго не могут успокоиться. Обижаются, если вдруг они не успели что-то сказать, могут даже расплакаться. Поэтому необходимо очень внимательно и осторожно относиться к подбору и проведению игровых моментов на уроках. Может даже больше проводить парных игр и игр для мини-групп. Хотя здесь падает большая нагрузка на учителя в подготовке игрового материала.

(Слайд 17) Сразу хочется сказать еще об одной наболевшей проблеме – это перегрузка учителя. Раньше мы думали, что появление компьютера разгрузит учителя, освободит время для творчества. Но результат оказался прямо противоположным. Количество бумаг, которые должен написать и сдать учитель, с каждым годом становится все больше и больше. (щелчок) Отчеты требуются по каждому шагу, причем не в одном экземпляре. Что-то сдается завучу, что-то отправляется в ГорОО, но обязательно еще и  личной папке должен быть дубликат этого документа. Хотя он у нас хранится еще и в электронном виде. В результате у учителя за год уходит до 5 пачек бумаг. И это не предел. Мой личный рекорд 9 пачек за прошлый учебный год, т.к. у меня были 9-е и 11-е классы. Может действительно надо решить, что стоит печатать, а что может храниться у учителя и в электронном виде.

Наверное, каждый из присутствующих, сможет добавить еще проблемы, с которыми он сталкивается в работе. С какими-то из них мы можем справиться сами, или при помощи школьной администрации. Но есть такие проблемы, которые надо решать на самом высоком уровне и чем скорее, тем лучше. (Слайд 18)

Проблемы обучения иностранному языку.ppt
Microsoft Power Point Presentation 4.5 MB